Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Азова Принята педагогическим советом протокол № 1 от «30»августа 2024 г УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №14 г. Азова _____________________Г.И.Фоменко Приказ от 30.08.2024 г №140/1 СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей слепого обучающегося, обучающегося с НОДА 4 «А» класса Чижовой Янины Александровны (срок реализации 1 год) Разработана экспертной группой: учитель-дефектолог: Винник Е.В зам. по ВР: Герасименко В.Н. руководитель ШМО: Песоцкая Т.Б. зам. по УВР: Гончарова В.И. психолог: Акопян Л.Г. 2024 – 2025 учебный год СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ID программы: 648b3115a76db85d41559c22 ФИО ребенка: Чижова Янина Александровна Возраст ребенка: 15 лет Место жительства: г.Азов, ул. Степная д.44 Мать: Чижова Е.С Отец: Чижов А.А Год обучения: 4 Группа (особые потребности): Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей слепого обучающегося, обучающегося с НОДА Класс: 4 Заключение ПМПК: Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ОВЗ: * Образовательная программа: АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизтческих особенностей слепого обучающегося, обучающегося с НОДА *Вариант и сроки реализации программы: Вариант 2 - СИПР - 12/13 лет 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года. Чижова Янина Александровна обучается в МБОУ СОШ №14 с 27.01.2020 года. Семья полная. Бытовые условия семьи соответствуют нормам и благоприятно влияют на развитие и воспитание ребенка. У ребенка имеется отдельная комната и рабочая зона. Отношения в семье доброжелательные, атмосфера благоприятная. Родители уделяют должное внимание развитию, воспитанию и здоровью ребенка, выполняют все рекомендации специалистов и врачей. Со школой и педагогами в тесном сотрудничестве. Заинтересованы в результате, проявляют активность в процессе обучения. Голову удерживает самостоятельно, совершает наклоныи повороты головы, передвигается на коляске, сидит без фиксации. Самостоятельно ребенок передвигается только сидя на полу подтягивая себя руками, самостоятельно не встает. Мелкая моторика развита недостаточно. Ребенок с выраженными нарушениями ОДА. Передвигается исключительно на коляске, стоит только с использованием ТСР. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет, захватывает предложенный предмет, держит небольшой предмет одной рукой, не держит большой предмет двумя руками, разворачивает предмет в руке, чтобы удобнее захватить, распределяет пальцы на предмете, чтобы удобнее захватить, не перекладывает предмет из руки в руку, берет предмет со стола, манипулирует с одним предметом, захватывает только одной рукой предмет и удерживает (стучит друг о друга), намеренно роняет предмет, отпускает (кладет на стол) предмет по просьбе, захватывает предмет всей рукой. Во время занятий наблюдаются поведенческие нарушения, может проявлять агрессию. Реагирует на проявление эмоций другого человека, но ответные эмоции может не дать илине соответствуют ситуации. Эмоциональный фон не устойчивый. Успокаивается только при вмешательстве взрослого ипри переключении на другую деятельность. Наблюдаются особенности в поведении такие, агрессия, неадекватный крик и плач, физическое сопротивление, стереотипии, невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения. Обущающийся имеет тотальную слепоту. Без наличия светоощущения и цветовосприятия. Реагирует на знакомый голос, интонацию речи, речевые инструкции. Имеется признаки гиперчувствительности к звукам. Тактильное восприятие слабо развито, ощупывает предметы одной рукой с помощью ладони или кончиков пальцев. Нуждается коррекции просодических компонентов речи. Средствами альтернативной коммуникации владеет недостаточно. Включается в процесс совместного конструирования простых построек из кубиков только под настойчивым влиянием взрослого, в процессе совместных действий проявляет неглубокий кратковременный интерес, часто получает удовольствие от их разрушения. Проявляет интерес к рисованию, если ребенка привлекут к деятельности. Продолжительность самостоятельного рисования – 5-7 минут. Включается в процесс совместной лепки по предложению взрослого, в процессе совместных действий проявляет интерес к их выполнению. Простые действия с материалами (разминать, расплющивать, раскатывать) даются с трудом, вместе со взрослым. Ребенок проявляет потребность в общении со взрослыми и детьми, осуществляя коммуникацию на невербальном уровне. Простую инструкцию понимает. Саморегуляция поведения наблюдается. Демонстрирует элементы сюжетно-ролевой игры. Уровень развития конструктивной деятельности находится на стадии формирования. Зрительно-моторная координация неразвита. Мелкая моторика развита недостаточно. Выражает улыбкой положительное отношение к занятиям. Усвоены названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Соотносит фигуры и формы. Знает цифры от 1 до 20, а также состав чисел в пределах 10. Счет на конкретном материале и с помощью учителя. Понимает значение слов «увеличить», «уменьшить». Осуществляет группировку предметов с помощью взрослого. Ориентируется в понятиях «пусто» - «один» - «мало» - «много», «большой» - «маленький», «высокий» - «низкий», «длинный» - «короткий», «узкий» - «широкий», «далеко» - «близко». Присутствует понимание слов, характеризующих части суток (день, ночь), времен года. Знает большинство домашних и диких животных, их детёнышей, чем питаются и место их обитания. Ориентируется в понятиях «дикое животное», «домашнее животное», но иногда путается. Усвоил строение животного, питание домашних животных. Различает времена года, месяцы, дни недели; не устанавливает простые причинно-следственные связи. Знает большинство растений, определяет съедобное и несъедобное. Ориентируется в понятиях "сад", "огород", "лес", "поле". Знает часть профессий. Имеет определенный запас знаний по теме "Космос". Контантакт со взрослыми устанавливает легко при условии хорошего самочувствия и настроения. В учебной деятельности тяжело удерживает контакт, требуется частая смена видов деятельности. В игре предпочтает одиночество, может проявить агрессию. Контакт со сверстниками устанавливает легко, но долго не поддерживает, может проявить агрессию и избирательность. Навыки самообслуживания не сформированы. Сигнализирует о своих физических потребностях, удовлетворяет их только с помощью взрослого, пользуясь биоунитазом. Самостоятельно не умеет одевать предметы одежды. Способен самостоятельно есть любую пищу, но делает это неаккуратно. Уверенно пользуется ложкой и чашкой. Мытьё и вытирание рук и лица только с помощью взрослого. Полная постоянная потребность в уходе при помощи взрослого. Требуется постоянный присмотр, в окружающем мире не ориентируется. Продолжительность занятий не более 35 минут, перерывы между занятиями 10-15 минут. Индивидуальная работа, обучение проводить очно на дому. Нагрузка - 13 ч. в неделю. Приоритетным содержанием обучения и воспитания на предстоящий период является формирование и развитие продуктивного взаимодействия, формирования навыков социального взаимодействия и социального поведения, собственной активности, развитие эмоциональной и коммуникаиной сферы, накопление и активизация словаря, коррекция просодических компонентов речи, коррекция нарушения устной речи, формирование навыков использования рельефно- точечногошрифта Л.Брайля, развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-пзнавательном процессе, развитие навыковориентировки в микро- и макропространстве, сенсомоторной координации, осязания и моторных функций. 3. Индивидуальный учебный план. Индивидуальные занятия ГрупПредмет, повые Учитель Учитель- Педагогкоррекционны заняти Учител Воспитатель/Тьюто Учитель физкультур дефектоло психоло й курс ь р -логопед я ы г г Речь и альтернативная (доп.) коммуникация 2 Математические представления 2 Окружающий природный мир 1 Окружающий социальный мир 1 Человек 1 Адаптивная физкультура 1 Музыка и движение Изобразительная деятельность 1 Домоводство Профильный труд Коррекционноразвивающие занятия 2 Сенсорное развитие 1 Предметнопрактич. действия 1 Двигательное развитие Альтернативная коммуникация Всего: 0 9 0 0 0 4 0 Внеурочная деятельность: Итого: 13 4. Содержание образования в условия организации и семьи. 4.1. Формирование базовых учебных действий. 4.1.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. 4.1.1.1. Спокойное пребывание в новой среде 4.1.1.2. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта 4.1.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым 4.1.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса 4.1.1.6. Планирование учебного дня 4.1.1.8. Следование расписанию дня 4.1.2. Формирование учебного поведения 4.1.2.1. Поддержание правильной позы 4.1.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание 4.1.2.3. Подражание простым движениям и действиям с предметами 4.1.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.) 4.1.2.5. Принятие помощи взрослого 4.1.2.6. Использование по назначению учебных материалов 4.1.2.7. Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) 4.1.2.8. Выполнение действий с предметами (по подражанию) 4.1.2.10. Соотнесение одинаковых предметов (по образцу) 4.1.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками 4.1.3.1. Выполнение задания полностью (от начала до конца) 4.1.3.2. Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов) 4.1.3.3. Выполнение задания с заданными качественными параметрами 4.1.3.4. Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Коррекция проблемного поведения. Вид (виды) проблемного поведения: невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения агрессия Причина проблемного поведения: избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт) Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных): замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением поощрение при отсутствии проблемного поведения предотвращение утомления и психологического дискомфорта разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо Способы коррекции неадекватного крика: формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации отсутствие подкрепления нежелательного поведения поощрение при отсутствии проблемного поведения тайм-аут Способы коррекции неадекватного плача: прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения предотвращение утомления и психологического дискомфорта Способы коррекции неадекватного смеха: предотвращение утомления и психологического дискомфорт тайм-аут и переключение Способы коррекции физического сопротивления: предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения: отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации поощрение выполнения инструкций тайм-аут Способы коррекции агрессии: переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии Способы коррекции самоагрессии: прерывание эпизода самоагрессии с переключением на адекватное поведение предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру. 4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов. Содержание Начало учебного года 1 полугодие 2 полугодие 1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация 1.1. Коммуникация 1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. 1.1.1.3. Использование звукового комплекса как средства коммуникации 1.1.1.4. Использование слога как средства коммуникации 1.1.1.5. Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним) 1.1.1.6. Использование предложения как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним) 1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. 1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации 1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации 1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 1.2.1. Импрессивная речь 1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя 1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов 1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.1.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.1.5. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 1.2.1.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 1.2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 1.2.1.8. Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) 1.2.1.9. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) 1.2.1.10. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) 1.2.1.11. Понимание простых предложений 1.2.1.12. Понимание сложных предложений 1.2.1.13. Понимание содержания текста 1.2.2. Экспрессивная речь 1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов 1.2.2.2. Называние собственного имени 1.2.2.3. Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) 1.2.2.4. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.2.5. Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.2.6. Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 1.2.2.7. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 1.2.2.8. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 1.2.2.9. Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) 1.2.2.10. Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) 1.2.2.11. Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) 1.2.2.12. Называние (употребление) простых предложений 1.2.2.13. Называние (употребление) сложных предложений 1.2.2.14. Ответы на вопросы по содержанию текста 1.2.2.18. Рассказ о прошедших (планируемых) событиях 1.2.2.19. Рассказ о себе 1.3. Чтение и письмо 1.3.2. Начальные навыки чтения и письма 1.3.2.1. Узнавание (различение) образов графем (букв) 1.3.2.2. Узнавание звука в слоге (слове 1.3.2.3. Соотнесение звука с буквой 1.3.2.4. Узнавание буквы в слоге (слове) 1.3.2.5. Называние буквы 1.3.2.6. Чтение слога (слова) 1.3.2.7. Написание буквы (слога, слова, предложения) 2. Математические представления 2.1. Количественные представления 2.1.1. Нахождение одинаковых предметов 2.1.2. Разъединение множества 2.1.3. Объединение предметов в единое множество 2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» 2.1.6. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание 2.1.7. Пересчет предметов по единице 2.1.8. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5) 2.1.9. Узнавание цифр 2.1.10. Соотнесение количества предметов с числом 2.1.11. Обозначение числа цифрой 2.1.12. Написание цифры 2.1.13. Знание отрезка числового ряда 1-3 (15, 1-10, 0-10) 2.1.14. Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности 2.1.15. Состав числа 2 (3, 4, .., 10) из двух слагаемых 2.1.16. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) 2.1.17. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) 2.1.19. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) 2.1.21. Различение денежных знаков (монета, купюра) 2.1.24. Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости 2.2. Представления о форме 2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» 2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами 2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок 2.2.4. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой 2.2.5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) 2.2.6. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей 2.2.7. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек 2.2.9. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии) 2.2.11. Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг 2.2.13. Рисование круга произвольной (заданной) величины 2.2.14. Измерение отрезка 2.3. Пространственные представления 2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) 2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре 2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево 2.3.4. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол 2.3.5. Составление предмета (изображения) из нескольких частей 2.3.6. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз 2.3.7. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между 2.3.8. Определение месторасположения предметов в ряду 2.4. Временные представления 2.4.1. Узнавание (различение) частей суток 2.4.2. Знание порядка следования частей суток 2.4.3. Узнавание (различение) дней недели 2.4.4. Знание последовательности дней недели 2.4.5. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра 2.4.6. Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно 2.4.7. Различение времен года 2.4.8. Знание порядка следования сезонов в году 2.4.9. Узнавание (различение) месяцев 2.4.10. Знание последовательности месяцев в году 2.4.11. Сравнение людей по возрасту 2.5. Представления о величине 2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине 2.5.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения 2.5.3. Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов 2.5.4. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию) 2.5.5. Различение однородных (разнородных) предметов по длине 2.5.6. Сравнение предметов по длине 2.5.7. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине 2.5.8. Сравнение предметов по ширине 2.5.9. Различение предметов по высоте 2.5.10. Сравнение предметов по высоте 2.5.11. Различение предметов по весу 2.5.12. Сравнение предметов по весу 2.5.15. Различение предметов по толщине 2.5.16. Сравнение предметов по толщине 2.5.17. Различение предметов по глубине 2.5.18. Сравнение предметов по глубине 2.5.20. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение 3. Окружающий природный мир 3.1. Временные представления 3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) 3.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь) 3.1.3. Соотнесение частей суток с видами деятельности 3.1.5. Узнавание (различение) дней недели 3.1.6. Представление о неделе как о последовательности 7 дней 3.1.7. Различение выходных и рабочих дней 3.1.8. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности 3.1.9. Узнавание (различение) месяцев 3.1.10. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев 3.1.11. Соотнесение месяцев с временами года 3.1.14. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам 3.1.15. Представление о годе как о последовательности сезонов 3.1.16. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года 3.1.17. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года 3.1.18. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года 3.1.19. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер) 3.1.20. Соотнесение явлений природы с временем года 3.2. Животный мир 3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) 3.2.2. Знание основных признаков животного 3.2.3. Установление связи строения тела животного с его образом жизни 3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) 3.2.5. Знание питания домашних животных 3.2.6. Знание способов передвижения домашних животных 3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные» 3.2.8. Знание значения домашних животных в жизни человека 3.2.9. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.) 3.2.10. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) 3.2.11. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) 3.2.12. Знание питания диких животных 3.2.13. Знание способов передвижения диких животных 3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие животные» 3.2.15. Знание значения диких животных в жизни человека 3.2.16. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) 3.2.17. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж) 3.2.18. Установление связи строения животного с его местом обитания 3.2.19. Знание питания животных 3.2.20. Знание способов передвижения животных 3.2.21. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил) 3.2.22. Установление связи строения животного с его местом обитания 3.2.23. Знание питания животных 3.2.24. Знание способов передвижения животных 3.2.25. Знание строения птицы 3.2.26. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни 3.2.27. Знание питания птиц 3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) 3.2.29. Знание особенностей внешнего вида птиц 3.2.30. Знание питания птиц 3.2.31. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы» 3.2.32. Знание значения домашних птиц в жизни человека 3.2.33. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок) 3.2.34. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова) 3.2.35. Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) 3.2.36. Знание питания птиц 3.2.37. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы» 3.2.38. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы» 3.2.39. Знание значения птиц в жизни человека, в природе 3.2.40. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан) 3.2.41. Знание значения птиц в жизни человека, в природе 3.2.42. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни 3.2.43. Знание питания рыб 3.2.44. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука) 3.2.45. Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе 3.2.46. Знание строения насекомого; установление связи строения тела насекомого с его образом жизни 3.2.47. Знание питания насекомых 3.2.48. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан) 3.2.49. Знание способов передвижения насекомых 3.2.50. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе 3.2.51. узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка) 3.2.52. Знание строения морских обитателей; установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни 3.2.53. Знание питания морских обитателей 3.2.54. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе 3.2.55. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки) 3.2.56. Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.) 3.3. Объекты природы 3.3.2. Знание значения солнца в жизни человека и в природе 3.3.4. Знание значения луны в жизни человека и в природе 3.3.6. Знание знаменитых космонавтов 3.3.8. Узнавание глобуса – модели Земли 3.3.9. Знание свойств воздуха 3.3.10. Знание значение воздуха в природе и жизни человека 3.3.11. Различение земли, неба 3.3.13. Определение месторасположения объектов на земле и небе 3.3.14. Узнавание (различение) форм земной поверхности 3.3.15. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека 3.3.19. Знание значения леса в природе и жизни человека 3.3.20. Различение растений (животных) леса 3.3.21. Соблюдение правил поведения в лесу 3.3.24. Знание значения луга в природе и жизни человека 3.3.26. Знание свойств почвы 3.3.27. Знание значения почвы в жизни человека 3.3.29. Знание способов добычи полезных ископаемых 3.3.30. Знание значения полезных ископаемых в жизни человека 3.3.31. Узнавание воды 3.3.32. Знание свойств воды 3.3.33. Знание значения воды в природе и жизни человека 3.3.35. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека 3.3.38. Знание значения водоемов в природе и жизни человека 3.3.41. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное) 3.3.42. Знание значения огня в жизни человека 3.3.43. Соблюдение правил обращения с огнем 3.4. Растительный мир 3.4.3. Знание значения частей растения 3.4.4. Знание значения растений в природе и жизни человека 3.4.6. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) 3.4.9. Знание значения деревьев в природе и жизни человека 3.4.13. Знание значения кустарников в природе и жизни человека 3.4.14. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.15. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта 3.4.16. Знание значения фруктов в жизни человека 3.4.17. Знание способов переработки фруктов 3.4.18. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.19. Различение съедобных и несъедобных частей овоща 3.4.20. Знание значения овощей в жизни человека 3.4.21. Знание способов переработки овощей 3.4.22. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.23. Различение лесных и садовых ягод 3.4.24. Знание значения ягод в жизни человека 3.4.25. Знание способов переработки ягод 3.4.27. Знание строения гриба (ножка, шляпка) 3.4.28. Различение съедобных и несъедобных грибов 3.4.29. Знание значения грибов в природе и жизни человека 3.4.30. Знание способов переработки грибов 3.4.33. Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок) 3.4.35. Знание значения цветочнодекоративных растений в природе и жизни человека 3.4.38. Знание значения трав в жизни человека 3.4.40. Знание значения лекарственных растений в жизни человека 3.4.42. Знание строения растения 3.4.43. Знание особенностей ухода за комнатными растениями 3.4.46. Значения зерновых культур в жизни человека 3.4.48. Знание особенностей растений природных зон холодного пояса 3.4.50. Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса 4. Человек 4.1. Представления о себе 4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки) 4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) 4.1.4. Знание назначения частей тела 4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) 4.1.6. Знание назначения частей лица 4.1.7. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа) 4.1.9. Знание назначения внутренних органов 4.1.11. Сообщение о состоянии своего здоровья 4.1.12. Называние своего имени и фамилии 4.1.13. Называние своего возраста (даты рождения) 4.1.14. Знание видов деятельности для организации своего свободного времени 4.1.15. Сообщение сведений о себе 4.1.16. Рассказ о себе 4.2. Семья 4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи 4.2.3. Определение своей социальной роли в семье 4.2.5. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи 4.2.6. Представление о профессиональной деятельности членов семьи 4.2.7. Рассказ о своей семье 4.3. Гигиена тела 4.3.1. Различение вентилей с горячей и холодной водой 4.3.2. Регулирование напора струи воды 4.3.3. Смешивание воды до комфортной температуры 4.3.4. Вытирание рук полотенцем 4.3.6. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) 4.3.7. Нанесение крема на руки 4.3.12. Вытирание лица 4.3.13. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) 4.3.14. Очищение носового хода 4.3.17. Чистка зубов 4.3.18. Полоскание полости рта 4.3.20. Расчесывание волос 4.3.25. Вытирание ног 4.4. Обращение с одеждой и обувью 4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)) 4.4.2. Знание назначения предметов одежды 4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты)) 4.4.4. Знание назначения деталей предметов одежды 4.4.6. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая) 4.4.7. Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная) 4.4.9. Знание назначения головных уборов 4.4.12. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий 4.4.15. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная) 4.4.16. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) 4.4.17. Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты) 4.4.18. Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка) 4.4.19. Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог) 4.4.20. Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) 4.4.21. Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк) 4.4.22. Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог) 4.4.26. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка) 4.4.27. Выворачивание одежды 4.5. Прием пищи 4.5.1. Сообщение о желании пить 4.5.2. Питье через соломинку 4.5.3. 4.5.3. Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол) 4.5.4. Наливание жидкости в кружку 4.5.5. Сообщение о желании есть 4.5.6. Еда руками 4.5.7. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку) 4.5.8. Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку) 4.5.10. Использование салфетки во время приема пищи 4.5.11. Накладывание пищи в тарелку 4.6. Туалет 4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет 4.6.2. Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды 4.6.3. Пользование туалетной бумагой 4.6.4. Соблюдение последовательности действий в туалете 6. Окружающий социальный мир 6.1. Школа 6.1.4. Знание профессий людей, работающих в школе 6.1.11. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня 6.1.12. Узнавание (различение) школьных принадлежностей 6.1.13. Знание назначения школьных принадлежностей 6.1.15. Знание положительных качеств человека 6.1.16. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств) 6.1.17. Умение выражать свой интерес к другому человеку 6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком 6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) 6.2.2. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.));узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.) 6.2.4. Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит) 6.2.5. Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) 6.2.7. Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость) 6.2.8. Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) 6.2.10. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость) 6.2.11. Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.) 6.2.12. Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде) 6.2.13. Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.) 6.2.14. Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся) 6.2.15. Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.) 6.2.17. Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость) 6.2.18. Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.) 6.3. Предметы быта 6.3.2. Знание назначения электроприборов 6.3.4. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод 6.3.5. Знание назначения предметов мебели 6.3.7. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож 6.3.8. Знание назначение предметов посуды 6.3.10. Знание назначения кухонного инвентаря 6.3.12. Знание назначения предметов интерьера 6.4. Квартира, дом, двор 6.4.8. Знание функционального назначения помещений квартиры 6.4.9. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры) 6.4.10. Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного) 6.4.13. Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе 6.4.18. Соблюдение правил поведения в чрезвычайной ситуации 6.5. Город 6.5.4. Знание особенностей деятельности людей разных профессий 6.5.5. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах 6.5.8. Знание (соблюдение) правил перехода улицы 6.5.9. Знание (соблюдение) правил поведения на улице 6.6. Транспорт 6.6.2. Знание назначения наземного транспорта 6.6.5. Знание назначения воздушного транспорта 6.6.8. Знание назначения водного транспорта 6.6.13. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте 6.6.20. Знание назначения специального транспорта 6.6.21. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте 6.6.22. Соотнесение деятельности с профессией 6.7. Страна 6.7.1. Знание названия государства, в котором мы живем 6.7.2. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн) 6.7.4. Знание государственных праздников 6.7.5. Знание названия столицы России 6.7.6. Знание (узнавание) достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) (на фото, видео) 6.7.7. Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.) 6.7.8. Знание достопримечательностей городов России 6.7.9. Знание прав и обязанностей гражданина России 6.7.10. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении) 6.7.11. Знание некоторых значимых исторических событий России 6.7.12. Знание выдающихся людей России 6.7.13. Знание национальных особенностей стран мира (Япония, Китай, Франция, Англия, Голландия, Италия, США, Германия, Египет, Мексика) 6.7.14. Знание выдающихся людей мира 6.8. Традиции, обычаи 6.8.1. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха) 6.8.3. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел) 6.8.4. Знание нравственных традиций, принятых в православии 7. Музыка и движение 7.1. Слушание 7.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки 7.1.2. Определение начала и конца звучания музыки 7.1.4. Узнавание знакомой песни 7.1.10. Узнавание песни, различение частей песни: запев, припев, вступление 7.2. Пение 7.2.2. Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов) 7.2.3. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни 7.2.4. Пение слов песни: отдельных фраз, всей песни 7.2.5. Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков 8. Изобразительная деятельность 8.1. Аппликация 8.1.3. Сминание бумаги 8.1.5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) 8.1.6. Скручивание листа бумаги 8.1.8. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии 8.1.9. Выкалывание по контуру 8.2. Лепка 8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина 8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины) 8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой 8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска 8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска 8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска 8.2.8. Отрезание кусочка материала стекой 8.2.9. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) 8.2.10. Катание колбаски на доске (в руках) 8.2.11. Катание шарика на доске (в руках) 8.2.12. Получение формы путем выдавливания формочкой 8.2.14. Сгибание колбаски в кольцо 8.2.15. Закручивание колбаски в жгутик 8.2.16. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок 8.2.18. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами) 8.2.19. Скручивание колбаски (лепешки, полоски) 8.2.21. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием) 8.2.22. Лепка предмета из одной (нескольких) частей 8.3. Рисование 8.3.2. Оставление графического следа 8.3.8. Рисование точек 8.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) 8.3.26. Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик» 9. Адаптивная физкультура 9.1. Физическая подготовка 9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения 9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) 9.1.2.2. Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) 9.1.2.3. Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев 9.1.2.4. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно) 9.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке 9.1.2.6. Круговые движения кистью 9.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев 9.1.2.8. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения 9.1.2.9. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» 9.1.2.10. Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз) 9.1.2.11. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения 9.1.2.12. Поднимание головы в положении «лежа на животе» 9.1.2.13. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад) 9.1.2.14. Повороты туловища вправо (влево) 9.1.2.15. Круговые движения прямыми руками вперед (назад) 9.1.2.22. Ползание на четвереньках 9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза 9.1.5.1. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне) 9.1.5.2. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену) 9.1.5.4. Броски мяча на дальность 11. Сенсорное развитие 11.2. Слуховое восприятие. 11.2.2. Слушание неречевых звуков (звуки природы, бытовые звуки и др.) 11.2.3. Реакция на речь 11.2.5. Восприятие звука, исходящего от предмета 11.2.6. Нахождение местоположения близко расположенного источника звука 11.2.9. Реакция на музыку (тихую, громкую, быструю, медленную и др.) 11.2.11. Соотнесение звука с его источником 11.2.12. Нахождение одинаковых по звучанию объектов 11.3. Кинестетическое восприятие. 11.3.2. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (теплый, холодный), фактуре (гладкий, шероховатый, др.), влажности (сухой, влажный, мокрый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий) 11.3.8. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей 11.3.9. Различение температуры (холодный, горячий), фактуры (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой) материалов 11.4. Восприятие запаха. 11.4.2. Узнавание объектов по запаху 11.5. Восприятие вкуса. 11.5.1. Реакция на вкус продуктов, разных по вкусовым качествам (соленый, кислый, сладкий, горький) 11.5.2. Узнавание продуктов по вкусу 11.5.3. Различение вкусовых качеств продуктов (соленый, кислый, сладкий, горький, др.) 12. Предметно-практические действия 12.1. Действия с материалами 12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) 12.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) 12.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) 12.1.7. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) 12.2. Действия с предметами 12.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) 12.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) 12.2.3. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) 12.2.4. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.) 12.2.5. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) 12.2.7. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 12.2.8. Вынимание предметов из емкости 12.2.9. Складывание предметов в емкость 12.2.10. Перекладывание предметов из одной емкости в другую 12.2.11. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) 12.2.13. Формирование умения открывать предмет 12.2.14. Формирование умения закрывать предмет 13. Двигательное развитие 13.1. Общеразвивающие и корригирующие упражнения 13.1.1. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя 13.1.2. Выполнение движений головой 13.1.3. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые» 13.1.4. Выполнение движений пальцами рук 13.1.5. Круговые движения кистью 13.1.6. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. 13.1.7. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» 13.1.8. Выполнение движений плечами 13.1.9. Опора на предплечья, на кисти рук 13.1.10. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад) 13.1.11. Повороты туловища вправо (влево) 13.1.12. Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину 13.1.13. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа») 13.1.14. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево) 13.1.16. Вставание на четвереньки 13.1.17. Ползание на животе (на четвереньках) 13.1.18. Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине» 14. Альтернативная коммуникация 14.1. Основы коммуникации 14.1.1. Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека 14.1.2. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека 14.1.3. Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания 14.2. Коммуникация с использованием невербальных средств 14.2.2. Использование мимики как средства коммуникации 14.2.3. Использование жеста как средства коммуникации 14.3. Импрессивная речь 14.3.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя 14.3.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов 14.3.5. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 14.3.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 14.3.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 14.3.9. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) 4.3. Нравственное развитие. Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.) Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами Делиться игрушками, сладостями и др. Помогать друг другу Отрицательно относиться к грубости, жадности Радоваться своим успехам и успехам других Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д. Правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои поступки и поступки других людей Договариваться, уступать Спокойно вести себя в помещении и на улице Не перебивать говорящего, ждать, если человек занят Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь Выражать несогласие с действиями обидчика; одобрять действия того, кто поступил справедливо Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место Играть, трудиться, заниматься в коллективе Сочувствовать Быть отзывчивым Ограничивать свои желания Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения Любить и уважать людей, свою Родину: культуру, историю, святыни, фольклор, традиции Доверять взрослым, друг другу Верить в свои силы, но при этом понимать и принимать ограничения 4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора Не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой Поливать комнатные растения, ухаживай за домашними животными Экономить электроэнергию, выключать своевременно свет Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди Не подбирать чужие вещи, которые лежат на тротуаре, в траве, на скамейке Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. Соблюдать режим дня Выполнять утреннюю зарядку Гулять на свежем воздухе в любое время года Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др. Мыть фрукты и овощи перед употреблением Одеваться на улицу по погоде Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой Не разжигать костер в лесу Не бросать мусор в воду, особенно острые предметы, которые могут ранить окружающих Купаться в специально отведенных местах Не трогать и не обижать птиц и животных, живущих в городе, в лесу и в водоемах, не разорять их гнезд Не ловить ради забавы жуков, бабочек, муравьев, лягушек и др. Охранять растения, не рвать цветы на клумбах и газонах Не топтать ядовитые грибы в лесу Не ломать деревья, не повреждать их Знание правил здорового питания. Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания) Тщательно пережевывать пищу Не спешить во время еды Не есть на ходу, перед телевизором Есть каждый день овощи и фрукты Не есть всухомятку Не есть перед сном Меньше есть сладостей Не есть сладости перед приемом пищи На завтрак есть кашу Ежедневно ешст молочные и мясные продукты, крупы, макаронные изделия, хлеб Не перекусывать чипсами, сухариками; пить сок, а не лимонад В обед есть горячее первое блюдо, второе блюдо из птицы, мяса, рыбы с гарниром, овощной салат; кисель, компот или фруктовое пюр Соблюдать диету, которую назначил врач Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. Не переедать и не голодать Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды Не переохлаждаться и не перегреваться Соблюдать двигательный режим Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. Спокойно заходить в кабинет врача Отвечать на вопросы врача, показывать, что и где болит Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п. Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию Позволять врачу делать укол, терпеть, если больно Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Сообщать взрослому о том, что кому-то нужна помощь Обращаться за помощью к окружающим Не бросать палки и камни в людей, птиц и животных 4.5. Внеурочная деятельность. Название мероприятия Планируемая деятельность ребенка Присутствие на «1 сентября – День Знаний» торжественной линейке, концерте "5 октября День учителя" Подготовка к мероприятию: изготовление поделок, Участие ребенка в мероприятии рисунков; Рождественская ярмарка, праздник «Новый год» Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, поделок для ярмарки, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике "День Защитника Отечества" Подготовка к мероприятию: изготовление рисунков, поделок, открыток Праздник «8 марта» Подготовка к мероприятию: изготовление рисунков, поделок, открыток «По дороге к доброму здоровью» Изготовление рисунков «Пасха» Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, 9 мая "День Победы" Подготовка к мероприятию: изготовление открыток для ветеранов, участие в митинге "Последний звонок" Подготовка к мероприятию: изготовление открыток для выпускников, участие в праздничном концерте Название рабочей программы Разговоры о важном Возможные предметные результаты Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение Возможные личностные результаты Гражданскопатриотического воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и содержание курса будущему своей страны и внеурочной деятельности: родного края; уважение к Русский язык: своему и другим народам; первоначальное первоначальные представление о представления о человеке многообразии языков и как члене общества, о культур на территории правах и обязанности Российской Федерации, о гражданина, качествах языке как одной из главных патриота своей страны. духовно-нравственных Духовно-нравственное ценностей народа; воспитание: понимание понимание роли языка как связи человека с основного средства окружающим миром; общения; осознание бережное отношение к значения русского языка среде обитания; проявление как государственного языка заботы о природе; Российской Федерации; неприятие действий, понимание роли русского приносящих ей вред. языка как языка Признание межнационального индивидуальности каждого общения; осознание человека; проявление правильной устной и сопереживания, уважения и письменной речи как доброжелательности; показателя общей культуры Эстетическое воспитание: человека; овладение уважительное отношение и основными видами речевой интерес к художественной деятельности на основе культуре, восприимчивость первоначальных к разным видам искусства, представлений о нормах традициям и творчеству современного русского своего и других народов; литературного языка; стремление к использование в речевой самовыражению в разных деятельности норм видах художественной современного русского деятельности. Физическое литературного языка и воспитание, культура речевого этикета. здоровья и эмоционального Окружающий мир: благополучия: соблюдение сформированность правил здорового и уважительного отношения кбезопасного (для себя и своей семье и семейным других людей) образа традициям, Организации, жизни в окружающей среде родному краю, России, ее (в том числе истории и культуре, информационной); природе; сформированностьбережное отношение к чувства гордости за физическому и национальные свершения, психическому здоровью. открытия, победы; Трудовое воспитание: первоначальные осознание ценности труда в представления о природных жизни человека и общества, и социальных объектах как ответственное потребление компонентах единого мира, и бережное отношение к о многообразии объектов и результатам труда, интерес явлений природы; о связи к различным профессиям. мира живой и неживой Ценности научного природы; познания: первоначальные сформированность основ представления о научной рационального поведения и картине мира; обоснованного принятия познавательные интересы, решений; первоначальные активность, представления о традициях инициативность, и обычаях, хозяйственных любознательность и занятиях населения и самостоятельность в массовых профессиях познании. Проявление родного края, желания обогащать свои достопримечательностях знания, способность к столицы России и родного поисковокрая, наиболее значимых исследовательской объектах Всемирного деятельности. культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина. Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных предметов и способствуют развитию кругозора младшего школьника, его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности особенно важна и является после решения воспитательных задач существенной и приоритетной. 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре. День недели Пн. Время 8:00 - 8:30 8:45 - 9:15 Разговоры о Математические важном представления 9:30 - 10:00 10:30 - 11:00 Человек Коррекционноразвивающие занятия Вт. Речь и альтернативная коммуникация развитие Изобразительная деятельность Ср. КоррекционноМатематические Окружающий развивающие представления социальный мир занятия Чт. Речь и альтернативная коммуникация Пт. ПредметноОкружающий практические природный мир действия Сенсорное Адаптивная физическая культура 6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР. ФИО Должность Винник Е.В. Педагог - дефектолог Акопян Л.Г Педагог -психолог Гаврилова Н.А Социальный педагог Гончарова В.И Заместитель директора по УВР Герасименко В.Н Заместитель директора по ВР Винник Е.В. Учитель начальных классов 7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося. Задачи Мероприятия участие в тренингах Психологическая поддержка семьи участие в занятиях коррекционной группы Отчет о проведении участие в семейных встречах «Клуба выходного дня» индивидуальные консультации с психологом Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) тематические семинары: участие родителей в разработке и реализации СИПР посещение родителями уроков/занятий в организации домашнее визитирование Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР ведение дневника наблюдений (краткие записи) информирование электронными средствами личные встречи, беседы ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий Организация участия родителей в деятельности образовательной организации участие родителей в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией участие родителей во взаимодействии с другими организациями участие родителей в решении хозяйственных вопросов образовательной организации 8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР Набор по системе Брайля для работы со слепыми детьми; Предметы для нанизывания на шнур (бусины, пуговицы), нить, мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, шнуровки. Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты». Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей. Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки. Компьютер, презентации, видеозаписи. 9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. В течение года мониторинг динамики обучения ребенка ведется посредством структурированного наблюдения, выполнения заданий, проб. По итогам психологопедагогической диагностики в середине и в конце учебного года педагогами, работающими с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего проводится оценка эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.