Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Азова Принята педагогическим советом протокол № 1 от «30»августа 2024 г УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №14 г. Азова _____________________Г.И.Фоменко Приказ от 30.08.2024 г №140/1 СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития 4 «А» класса Роева Данила Алексеевича (срок реализации 1 год) Разработана экспертной группой: учитель-дефектолог: Винник Е.В зам. по ВР: Герасименко В.Н. руководитель ШМО: Песоцкая Т.Б. зам. по УВР: Гончарова В.И. психолог: Акопян Л.Г. 2024 – 2025 учебный год СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ID программы: 652d5fe1a4362b65e14dee12 ФИО ребенка: Роев Данил Алексеевич Возраст ребенка: 15 лет Место жительства: г.Азов, пер.Черноморский 77 Б, кВ.12 Мать: Роева О.Ю Отец: Роев А.А Год обучения: 3 Группа (особые потребности): очная, реализация обучения - на дому Класс: 4 Заключение ПМПК: Вариант искаженного развития с поведенческими нарушениями и стереотипиями, осложненное тотальное недоразвитие умеренно выраженным. Является ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Нуждается в создании особых условий получения образования 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года. Базовые учебные действия сформированы очень слабо, практически отсутствуют. Продолжительность занятий не более 35 минут, перерывы между занятиями 10-15 минут. Индивидуальная работа, обучение проводить очно на дому. Нагрузка - 13 ч. в неделю. Приоритетным содержанием обучения и воспитания на предстоящий период является формирование и развитие продуктивного взаимодействия, формирования навыков социального взаимодействия и социального поведения, собственной активности, развитие эмоциональной и коммуникаиной сферы, накопление и активизация словаря. 3. Индивидуальный учебный план. Предмет, Индивидуальные занятия Групкоррекционны повые Учитель Учитель- Педагогй курс заняти Учител Воспитатель/Тьюто Учитель физкультур дефектоло психоло я ь Речь и альтернативная (доп.) коммуникация 3 Математические представления 2 Окружающий природный мир 1 Окружающий социальный мир 1 Человек 1 Адаптивная физкультура 1 р -логопед ы г г Музыка и движение Изобразительная деятельность 1 Домоводство Профильный труд Коррекционноразвивающие занятия 2 Сенсорное развитие Предметнопрактич. действия 1 Двигательное развитие Альтернативная коммуникация Всего: 0 11 0 0 0 2 0 Внеурочная деятельность: Итого: 13 4. Содержание образования в условия организации и семьи. 4.1. Формирование базовых учебных действий. 4.1.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. 4.1.1.1. Спокойное пребывание в новой среде 4.1.1.2. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта 4.1.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым 4.1.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса 4.1.1.8. Следование расписанию дня 4.1.2. Формирование учебного поведения 4.1.2.1. Поддержание правильной позы 4.1.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание 4.1.2.3. Подражание простым движениям и действиям с предметами 4.1.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.) 4.1.2.5. Принятие помощи взрослого 4.1.2.6. Использование по назначению учебных материалов 4.1.2.7. Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) 4.1.2.8. Выполнение действий с предметами (по подражанию) 4.1.2.9. Выполнение простых действий с картинками (по подражанию) 4.1.2.10. Соотнесение одинаковых предметов (по образцу) 4.1.2.11. Соотнесение одинаковых изображений (по образцу) 4.1.2.12. Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу) 4.1.2.13. Соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу) 4.1.2.14. Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу) 4.1.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками 4.1.3.1. Выполнение задания полностью (от начала до конца) 4.1.3.2. Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов) 4.1.3.3. Выполнение задания с заданными качественными параметрами 4.1.3.4. Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Коррекция проблемного поведения. Вид (виды) проблемного поведения: стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные) неадекватный крик неадекватный плач самоагрессия Причина проблемного поведения: избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт) Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных): поощрение при отсутствии проблемного поведения предотвращение утомления и психологического дискомфорта разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо Способы коррекции неадекватного крика: отсутствие подкрепления нежелательного поведения поощрение при отсутствии проблемного поведения тайм-аут Способы коррекции неадекватного плача: прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения предотвращение утомления и психологического дискомфорта Способы коррекции неадекватного смеха: предотвращение утомления и психологического дискомфорт тайм-аут и переключение Способы коррекции физического сопротивления: предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения: поощрение выполнения инструкций тайм-аут Способы коррекции агрессии: переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии Способы коррекции самоагрессии: предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру. 4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов. Содержание Начало учебного года 1 полугодие 2 полугодие 1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация 1.1. Коммуникация 1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. 1.1.1.1. Использование звука как средства коммуникации 1.1.1.2. Использование звукоподражания как средства коммуникации 1.1.1.3. Использование звукового комплекса как средства коммуникации 1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. 1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации 1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации 1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации 1.1.2.4. Использование звучащего предмета как средства коммуникации 1.1.2.5. Использование предметного символа как средства коммуникации 1.1.2.6. Использование графического изображения как средства коммуникации 1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 1.2.1. Импрессивная речь 1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя 1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов 1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.1.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.1.5. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 1.2.1.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 1.2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 1.2.1.8. Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) 1.2.1.9. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) 1.2.1.10. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) 1.2.1.11. Понимание простых предложений 1.2.1.12. Понимание сложных предложений 1.2.1.13. Понимание содержания текста 1.2.2. Экспрессивная речь 1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов 1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации 1.2.3.1. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя 1.2.3.2. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) 1.2.3.3. Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.3.4. Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 1.2.3.5. Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 1.2.3.6. Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.3.7. Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 1.2.3.8. Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) 1.2.3.9. Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.) 1.3. Чтение и письмо 1.3.2. Начальные навыки чтения и письма 1.3.2.1. Узнавание (различение) образов графем (букв) 1.3.2.2. Узнавание звука в слоге (слове 1.3.2.3. Соотнесение звука с буквой 2. Математические представления 2.1. Количественные представления 2.1.1. Нахождение одинаковых предметов 2.1.2. Разъединение множества 2.1.3. Объединение предметов в единое множество 2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» 2.1.5. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) 2.1.9. Узнавание цифр 2.1.10. Соотнесение количества предметов с числом 2.1.11. Обозначение числа цифрой 2.2. Представления о форме 2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» 2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами 2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок 2.2.4. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой 2.2.5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) 2.2.6. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей 2.2.7. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек 2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) 2.2.9. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии) 2.2.10. Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам 2.2.11. Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг 2.2.13. Рисование круга произвольной (заданной) величины 2.3. Пространственные представления 2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) 2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре 2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево 2.3.4. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол 2.3.5. Составление предмета (изображения) из нескольких частей 2.3.6. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз 2.3.7. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между 2.4. Временные представления 2.4.5. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра 2.4.7. Различение времен года 2.4.8. Знание порядка следования сезонов в году 2.4.9. Узнавание (различение) месяцев 2.4.11. Сравнение людей по возрасту 2.5. Представления о величине 2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине 2.5.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения 2.5.3. Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов 2.5.4. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию) 2.5.5. Различение однородных (разнородных) предметов по длине 2.5.6. Сравнение предметов по длине 2.5.7. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине 2.5.8. Сравнение предметов по ширине 2.5.9. Различение предметов по высоте 2.5.10. Сравнение предметов по высоте 2.5.11. Различение предметов по весу 2.5.12. Сравнение предметов по весу 2.5.15. Различение предметов по толщине 2.5.16. Сравнение предметов по толщине 3. Окружающий природный мир 3.1. Временные представления 3.1.11. Соотнесение месяцев с временами года 3.1.14. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам 3.1.15. Представление о годе как о последовательности сезонов 3.1.16. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года 3.1.17. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года 3.1.18. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года 3.1.19. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер) 3.1.20. Соотнесение явлений природы с временем года 3.2. Животный мир 3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) 3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) 3.2.5. Знание питания домашних животных 3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные» 3.2.9. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.) 3.2.10. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) 3.2.11. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) 3.2.12. Знание питания диких животных 3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие животные» 3.2.16. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) 3.2.17. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж) 3.2.21. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил) 3.2.23. Знание питания животных 3.2.25. Знание строения птицы 3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) 3.2.30. Знание питания птиц 3.2.31. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы» 3.2.33. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок) 3.2.34. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова) 3.2.35. Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) 3.2.37. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы» 3.2.38. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы» 3.2.42. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни 3.2.43. Знание питания рыб 3.2.46. Знание строения насекомого; установление связи строения тела насекомого с его образом жизни 3.2.51. узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка) 3.2.55. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки) 3.3. Объекты природы 3.3.1. Узнавание Солнца 3.3.3. Узнавание Луны 3.3.5. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда) 3.3.8. Узнавание глобуса – модели Земли 3.3.11. Различение земли, неба 3.3.18. Узнавание леса 3.3.22. Узнавание луга 3.3.31. Узнавание воды 3.3.40. Узнавание огня 3.3.43. Соблюдение правил обращения с огнем 3.4. Растительный мир 3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) 3.4.2. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок) 3.4.5. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) 3.4.6. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) 3.4.7. Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива) 3.4.14. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.15. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта 3.4.18. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.19. Различение съедобных и несъедобных частей овоща 3.4.22. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.23. Различение лесных и садовых ягод 3.4.27. Знание строения гриба (ножка, шляпка) 3.4.28. Различение съедобных и несъедобных грибов 3.4.33. Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок) 3.4.36. Узнавание травянистых растений 3.4.42. Знание строения растения 4. Человек 4.1. Представления о себе 4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду 4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки) 4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) 4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) 4.1.7. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа) 4.1.8. Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок) 4.1.11. Сообщение о состоянии своего здоровья 4.2. Семья 4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи 4.2.3. Определение своей социальной роли в семье 4.2.4. Различение социальных ролей членов семьи 4.2.5. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи 4.3. Гигиена тела 4.3.1. Различение вентилей с горячей и холодной водой 4.3.2. Регулирование напора струи воды 4.3.3. Смешивание воды до комфортной температуры 4.3.4. Вытирание рук полотенцем 4.3.6. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) 4.3.7. Нанесение крема на руки 4.3.12. Вытирание лица 4.3.13. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) 4.3.14. Очищение носового хода 4.3.17. Чистка зубов 4.3.18. Полоскание полости рта 4.3.19. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта 4.3.20. Расчесывание волос 4.3.21. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос (намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос) 4.3.23. Мытье ушей 4.3.25. Вытирание ног 4.3.26. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног (намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног) 4.3.27. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела (ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела) 4.4. Обращение с одеждой и обувью 4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)) 4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты)) 4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки) 4.4.7. Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная) 4.4.8. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок) 4.4.10. Различение сезонных головных уборов 4.4.11. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов) 4.4.12. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий 4.4.13. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная) 4.4.14. Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия 4.4.15. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная) 4.4.16. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) 4.4.17. Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты) 4.4.18. Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка) 4.4.19. Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог) 4.4.20. Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) 4.4.21. Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк) 4.4.22. Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог) 4.4.27. Выворачивание одежды 4.5. Прием пищи 4.5.1. Сообщение о желании пить 4.5.2. Питье через соломинку 4.5.3. 4.5.3. Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол) 4.5.4. Наливание жидкости в кружку 4.5.5. Сообщение о желании есть 4.5.6. Еда руками 4.5.7. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку) 4.5.8. Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку) 4.5.10. Использование салфетки во время приема пищи 4.5.11. Накладывание пищи в тарелку 4.6. Туалет 4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет 4.6.2. Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды 4.6.3. Пользование туалетной бумагой 4.6.4. Соблюдение последовательности действий в туалете 6. Окружающий социальный мир 6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком 6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) 6.2.5. Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) 6.2.8. Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) 6.2.9. Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла 6.2.11. Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.) 6.2.13. Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.) 6.2.15. Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.) 6.2.18. Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.) 6.3. Предметы быта 6.3.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер 6.3.3. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором 6.3.4. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод 6.3.5. Знание назначения предметов мебели 6.3.7. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож 6.3.8. Знание назначение предметов посуды 6.3.9. Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка 6.3.10. Знание назначения кухонного инвентаря 6.3.11. Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи 6.3.12. Знание назначения предметов интерьера 6.3.13. Узнавание (различение) светильников: люстра, бра, настольная лампа 6.4. Квартира, дом, двор 6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) 6.4.7. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон) 6.4.16. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме 6.6. Транспорт 6.6.4. Узнавание (различение) воздушного транспорта 6.6.5. Знание назначения воздушного транспорта 6.6.7. Узнавание (различение) водного транспорта 6.6.8. Знание назначения водного транспорта 6.6.13. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте 6.6.14. Соотнесение деятельности с профессией 6.6.16. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте 6.6.17. Знание места посадки и высадки из автобуса 6.6.19. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина) 6.6.21. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте 6.6.22. Соотнесение деятельности с профессией 6.7. Страна 6.7.1. Знание названия государства, в котором мы живем 6.7.2. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн) 6.7.3. Узнавание президента РФ (на фото, видео) 6.7.6. Знание (узнавание) достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) (на фото, видео) 6.7.8. Знание достопримечательностей городов России 6.8. Традиции, обычаи 6.8.1. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха) 6.8.3. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел) 8. Изобразительная деятельность 8.1. Аппликация 8.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. 8.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. 8.1.3. Сминание бумаги 8.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера) 8.1.5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) 8.1.6. Скручивание листа бумаги 8.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем 8.1.8. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии 8.1.9. Выкалывание по контуру 8.1.10. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги 8.1.11. Вырезание по контуру 8.1.12. Сборка изображения объекта из нескольких деталей 8.1.13. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей 8.1.14. Соединение деталей между собой 8.1.15. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации 8.2. Лепка 8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина 8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины) 8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска 8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска 8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска 8.2.8. Отрезание кусочка материала стекой 8.3. Рисование 8.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды 8.3.2. Оставление графического следа 8.3.3. Освоение приемов рисования карандашом 8.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками 8.3.5. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы 8.3.6. Выбор цвета для рисования 8.3.7. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов 8.3.8. Рисование точек 8.3.9. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий 8.3.10. Соединение точек 8.3.11. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) 8.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) 8.3.13. Заполнение контура точками 8.3.14. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка 8.3.15. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) 9. Адаптивная физкультура 9.1. Физическая подготовка 9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения 9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) 9.1.2.2. Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) 9.1.2.3. Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев 9.1.2.4. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно) 9.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке 9.1.2.6. Круговые движения кистью 9.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев 9.1.2.8. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения 9.1.2.9. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» 9.1.2.10. Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз) 9.1.2.11. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения 9.1.2.12. Поднимание головы в положении «лежа на животе» 9.1.2.13. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад) 9.1.2.14. Повороты туловища вправо (влево) 9.1.2.15. Круговые движения прямыми руками вперед (назад) 9.1.2.16. Наклоны туловища в сочетании с поворотами 9.1.2.17. Стояние на коленях 9.1.2.18. Ходьба с высоким подниманием колен 9.1.2.19. Ходьба с подниманием прямых ног 9.1.2.20. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения 9.1.2.21. Приседание 9.1.2.22. Ползание на четвереньках 9.1.2.23. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения 9.1.2.24. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа») 9.1.2.25. Ходьба по доске, лежащей на полу 9.1.2.26. Ходьба по гимнастической скамейке 9.1.2.27. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке 9.1.2.28. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости 9.1.2.29. Отход от стены с сохранением правильной осанки 9.1.2.30. Ходьба с удержанием рук на поясе (за спиной, на голове, в стороны) 9.1.2.31. Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх 9.1.2.32. Ходьба ровным шагом, на носках, на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе 9.1.2.33. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе 9.1.2.34. Ходьба с изменением темпа (направления движения) 9.1.2.35. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе 9.1.2.36. Бег с изменением темпа, направления движения 11. Сенсорное развитие 11.1. Зрительное восприятие. 11.1.1. Удержание взгляда на лице человека 11.1.2. Удержание взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) 11.1.3. Удержание взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, напротив ребенка 11.1.4. Удержание взгляда на близко расположенном предмете, движущемся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад) 11.1.5. Удержание взгляда на движущемся удаленном объекте 11.1.6. Реакция на близко расположенный статичный объект 11.1.7. Реакция на движущийся близко расположенный объект 11.1.8. Реакция на движущийся удаленный объект 11.1.9. Дифференциация предметов по цвету 11.1.10. Узнавание цвета объектов 11.2. Слуховое восприятие. 11.2.1. Слушание речевых звуков 11.2.2. Слушание неречевых звуков (звуки природы, бытовые звуки и др.) 11.2.3. Реакция на речь 11.2.4. Реакция на неречевые звуки (звуки природы, бытовые звуки и др.) 11.2.5. Восприятие звука, исходящего от предмета 11.2.6. Нахождение местоположения близко расположенного источника звука 11.2.7. Реакция на высокие и низкие звуки музыкальных инструментов 11.2.8. Реакция на тихие и громкие звуки музыкальных инструментов 11.2.9. Реакция на музыку (тихую, громкую, быструю, медленную и др.) 11.2.10. Нахождение местоположения удаленного источника звука 11.2.11. Соотнесение звука с его источником 11.2.12. Нахождение одинаковых по звучанию объектов 12. Предметно-практические действия 12.1. Действия с материалами 12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) 12.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) 12.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) 12.1.5. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) 12.1.6. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инстру-мента (стаканчик, ложка и др.)) 12.1.7. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) 12.2. Действия с предметами 12.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) 12.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) 12.2.3. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) 12.2.4. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.) 12.2.5. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) 12.2.6. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем) 12.2.7. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 12.2.8. Вынимание предметов из емкости 12.2.9. Складывание предметов в емкость 12.2.10. Перекладывание предметов из одной емкости в другую 12.2.11. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) 12.2.12. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить) 12.2.13. Формирование умения открывать предмет 12.2.14. Формирование умения закрывать предмет 4.3. Нравственное развитие. Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.) Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами Делиться игрушками, сладостями и др. Помогать друг другу Отрицательно относиться к грубости, жадности Радоваться своим успехам и успехам других Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д. Правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои поступки и поступки других людей Договариваться, уступать Спокойно вести себя в помещении и на улице Не перебивать говорящего, ждать, если человек занят Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь Выражать несогласие с действиями обидчика; одобрять действия того, кто поступил справедливо Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место Играть, трудиться, заниматься в коллективе Сочувствовать Быть отзывчивым Ограничивать свои желания Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения Любить и уважать людей, свою Родину: культуру, историю, святыни, фольклор, традиции Доверять взрослым, друг другу Верить в свои силы, но при этом понимать и принимать ограничения 4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора Не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой Экономить электроэнергию, выключать своевременно свет Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. Соблюдать режим дня Выполнять утреннюю зарядку Гулять на свежем воздухе в любое время года Заниматься физкультурой и спортом (кататься на лыжах, санках, коньках, велосипеде; плаванием) Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др. Мыть фрукты и овощи перед употреблением Одеваться на улицу по погоде Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой Не бросать мусор в воду, особенно острые предметы, которые могут ранить окружающих Не трогать и не обижать птиц и животных, живущих в городе, в лесу и в водоемах, не разорять их гнезд Не ловить ради забавы жуков, бабочек, муравьев, лягушек и др. Охранять растения, не рвать цветы на клумбах и газонах Не топтать ядовитые грибы в лесу Не ломать деревья, не повреждать их Знание правил здорового питания. Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания) Тщательно пережевывать пищу Не спешить во время еды Не есть на ходу, перед телевизором Есть каждый день овощи и фрукты Не есть всухомятку Не есть перед сном Меньше есть сладостей Не есть сладости перед приемом пищи На завтрак есть кашу Ежедневно ешст молочные и мясные продукты, крупы, макаронные изделия, хлеб Не перекусывать чипсами, сухариками; пить сок, а не лимонад В обед есть горячее первое блюдо, второе блюдо из птицы, мяса, рыбы с гарниром, овощной салат; кисель, компот или фруктовое пюр Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. Не переедать и не голодать Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды Не переохлаждаться и не перегреваться Соблюдать двигательный режим Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. Спокойно заходить в кабинет врача Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п. Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию Позволять врачу делать укол, терпеть, если больно Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Соблюдать правила безопасности на дороге (переходить через дорогу в разрешенном месте, по светофору, не перебегать дорогу перед движущимся транспортом и др.) Не бросать палки и камни в людей, птиц и животных Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, поезде, самолете) 4.5. Внеурочная деятельность. Название мероприятия Планируемая деятельность ребенка Участие ребенка в мероприятии Присутствие на «1 сентября – День Знаний» торжественной линейке, концерте "5 октября День учителя" Подготовка к мероприятию: изготовление поделок, рисунков; Рождественская ярмарка, праздник «Новый год» Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, поделок для ярмарки, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике "День Защитника Отечества" Подготовка к мероприятию: изготовление рисунков, поделок, открыток Праздник «8 марта» Подготовка к мероприятию: изготовление рисунков, поделок, открыток «По дороге к доброму здоровью» Изготовление рисунков «Пасха» Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, 9 мая "День Победы" Подготовка к мероприятию: изготовление открыток для ветеранов, участие в митинге "Последний звонок" Подготовка к мероприятию: изготовление открыток для выпускников, участие в праздничном концерте Название рабочей программы Разговоры о важном Возможные предметные результаты Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности Возможные личностные результаты Гражданскопатриотического воспитание: осознание «Разговоры о важном» своей этнокультурной и представлены с учетом российской гражданской специфики содержания идентичности; предметных областей, к сопричастность к которым имеет отношение прошлому, настоящему и содержание курса будущему своей страны и внеурочной деятельности: родного края; уважение к Русский язык: своему и другим народам; первоначальное первоначальные представление о представления о человеке многообразии языков и как члене общества, о культур на территории правах и обязанности Российской Федерации, о гражданина, качествах языке как одной из главных патриота своей страны. духовно-нравственных Духовно-нравственное ценностей народа; воспитание: понимание понимание роли языка как связи человека с основного средства окружающим миром; общения; осознание бережное отношение к значения русского языка среде обитания; проявление как государственного языка заботы о природе; Российской Федерации; неприятие действий, понимание роли русского приносящих ей вред. языка как языка Признание межнационального индивидуальности каждого общения; осознание человека; проявление правильной устной и сопереживания, уважения и письменной речи как доброжелательности; показателя общей культуры Эстетическое воспитание: человека; овладение уважительное отношение и основными видами речевой интерес к художественной деятельности на основе культуре, восприимчивость первоначальных к разным видам искусства, представлений о нормах традициям и творчеству современного русского своего и других народов; литературного языка; стремление к использование в речевой самовыражению в разных деятельности норм видах художественной современного русского деятельности. Физическое литературного языка и воспитание, культура речевого этикета. здоровья и эмоционального Окружающий мир: благополучия: соблюдение сформированность правил здорового и уважительного отношения кбезопасного (для себя и своей семье и семейным других людей) образа традициям, Организации, жизни в окружающей среде родному краю, России, ее (в том числе истории и культуре, информационной); природе; сформированностьбережное отношение к чувства гордости за физическому и национальные свершения, психическому здоровью. открытия, победы; Трудовое воспитание: первоначальные осознание ценности труда в представления о природных жизни человека и общества, и социальных объектах как ответственное потребление компонентах единого мира, и бережное отношение к о многообразии объектов и результатам труда, интерес явлений природы; о связи к различным профессиям. мира живой и неживой Ценности научного природы; познания: первоначальные сформированность основ представления о научной рационального поведения и картине мира; обоснованного принятия познавательные интересы, решений; первоначальные активность, представления о традициях инициативность, и обычаях, хозяйственных любознательность и занятиях населения и самостоятельность в массовых профессиях познании. Проявление родного края, желания обогащать свои достопримечательностях знания, способность к столицы России и родного поисковокрая, наиболее значимых исследовательской объектах Всемирного деятельности. культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина. Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных предметов и способствуют развитию кругозора младшего школьника, его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности особенно важна и является после решения воспитательных задач существенной и приоритетной. 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре. День недели Пн. Время 11:00-11:30 11:45-12:15 Разговоры о Математические важном представления 12:45-13:15 13:30-14:00 Человек Коррекционноразвивающие занятия Вт. Речь и Речь и альтернативная альтернативная коммуникация Изобразительная коммуникация (зрительнодеятельность (развитие слуховое устной речи) восприятие) Ср. КоррекционноМатематические Окружающий развивающие представления социальный мир занятия Чт. Речь и альтернативная коммуникация (зрительнослуховое восприятие) Пт. ПредметноОкружающий практические природный мир действия Адаптивная физическая культура 6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР. ФИО Должность Винник Е.В. Педагог - дефектолог Акопян Л.Г Педагог -психолог Гаврилова Н.А Социальный педагог Гончарова В.И Заместитель директора по УВР Герасименко В.Н Заместитель директора по ВР Винник Е.В. Учитель начальных классов 7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося. Задачи Мероприятия участие в тренингах участие в занятиях коррекционной группы Психологическая поддержка семьи участие в семейных встречах «Клуба выходного дня» индивидуальные консультации с психологом Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) тематические семинары: участие родителей в разработке и реализации СИПР Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР посещение родителями уроков/занятий в организации домашнее визитирование ведение дневника наблюдений (краткие записи) информирование электронными Отчет о проведении средствами личные встречи, беседы ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий Организация участия родителей в деятельности образовательной организации участие родителей в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией участие родителей во взаимодействии с другими организациями участие родителей в решении хозяйственных вопросов образовательной организации 8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР Набор демонстративного материала; Предметы для нанизывания на шнур (бусины, пуговицы), нить, мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, шнуровки. Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты». Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей. Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки. Компьютер, презентации, видеозаписи. 9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. В течение года мониторинг динамики обучения ребенка ведется посредством структурированного наблюдения, выполнения заданий, проб. По итогам психологопедагогической диагностики в середине и в конце учебного года педагогами, работающими с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего проводится оценка эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.