ОП НОО 2024-25
Описание образовательной программы
Данный документ — Основная
образовательнаяпрограмма начального общего образования (далее ПООП НОО) –предназначен
для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию
программы начального общего образования и отражает вариант
конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее
ФГОС НОО), предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ПООП включает набор учебно- методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов
программы начального общего образования.
Любой образовательной организации целесообразно использовать ПООП как документ, определяющий стратегию
образовательной деятельности конкретного
уровня образования. Вместе с тем такой вариант представления программы начального общего образования не предполагает механического, формального
её копирования. Это связано с тем,
что при создании своей программы начального общего образования образовательная организация должна учитывать
следующие требовани.
1.
Программа строится с учётом особенностей социально- экономического развития региона,
специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории
края; конкретного
местоположения образовательной организации.
2. При
подготовке программы учитываются статус младшего школьника, его типологические психологические особенности и возможности, что гарантирует создание
комфортных условий для осуществления учебной
деятельности без вреда для здоровья
и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3. При необходимости программа начального общего образования предполагает создание индивидуальных учебных
планов, особенно в случаях поддержки
одарённых младших школьников (в том числе для ускоренного обучения) или детей, входящих
в особые социальные группы (дети мигрантов; детис особым состоянием здоровья, с девиантным поведением и др.).
4. Обязательным требованием является учёт запросов
родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные занятия, индивидуальные
консультации и др.
5.
Образовательная организация обязана
учитывать санитарно- эпидемиологические правила и гигиенические нормативы к организации обучения. С учётом современной действительности в образовательной программе
должны бытьпрописаны требования к обучению в дистанционном режиме. Примерная основная образовательная программа построена в соответствии с логикой представления образовательной организацией
программы начального общего образования и раскрывает возможный вариант наполнения следующих
разделов: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел ПООП отражает основные цели начального общего образования, те психические и личностные
новообразования, которые могут быть
сформированы у младшего школьника к концу его обучения на первом школьном
уровне. Раздел включает рекомендации по учёту специфики
региона, особенностей
функционирования образовательной организации и характеристику контингента обучающихся. Обязательной частью целевого
раздела является характеристика планируемых результатов обучения,
которые должны быть достигнуты обучающимся-выпускником начальной
школы, независимо от типа, специфики
и других особенностей образовательной организации. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего школьника
на конец его обучения в начальной школе. Личностные результаты отражают новообразования ребёнка,
отражающие его социальный
статус: сформированность гражданской идентификации, готовность к самообразованию, сформированность
учебно-познавательной мотивации и др. Метапредметные результаты характеризуют уровень становления универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных) как показателей умений
обучающегося учиться, общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать своё поведение и деятельность. Предметные
результаты отражают уровень и качество овладения содержанием учебных предметов, которые изучаются
в начальной школе.
Даются рекомендации к возможному расширению и уточнению
планируемых результатов с учётом особенностей функционирования образовательной организации (наличие
индивидуальных программ обучения,
модульный принцип обучения,
кадровый состав преподавателей высокой квалификации, родной
язык обучения др.).
В целевом разделе представлены единые подходы к системе оценивания достижений планируемых результатов освоения программы начального общего образования. Даются рекомендации по контролю метапредметных результатов обучения и требования к его организации.
Содержательный раздел ПООП включает характеристику основных направлений урочной
деятельности образовательной организации (рабочие программы учебных
предметов, модульных курсов),
обеспечивающих достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Раскрываются подходы к созданию индивидуальных учебных планов,
соответствующих «образовательным потребностям и интересам обучающихся» (пункт 6.3. ФГОС НОО). В
раздел включены требования к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся, проявляющих особые способности в освоении программы начального общего образования, а также требования к разработке программ
обучения для детей особых социальных групп. Раскрываются общие подходы к созданию рабочих программ по учебным предметам, даётся пример их
конкретной разработки. Рассматриваются подходы к
созданию образовательной организацией программы
формирования универсальных
учебных действий на основе интеграции предметных и метапредметных результатов обучения. Характеризуется вклад учебного предмета в
становление и развитие УУД младшего школьника.
В ПООП представлен возможный вариант рабочих программ по всем учебным предметам начальной школы. Тематическое планирование выделено в отдельный документ, который не входит в текст данного документа, но его можно найти на azov-school14.do.am
Представлен вариант
программы воспитания, который
образовательная организация
может использовать как образец длясоздания своей программы с возможной корректировкой в соответствии
с условиями жизнедеятельности образовательной организации, преемственности и
перспективности построения системы воспитательной работы с обучающимися.
Организационный раздел даёт характеристику условий
организации образовательной деятельности, раскрывает особенности построения учебного
плана и плана внеурочной деятельности, календарных учебных
графиков и планов воспитательной работы. Предлагаются рекомендации по учёту особенностей функционирования
образовательной организации, режима её работы и местных условий.
Раскрываются возможности дистанционного обучения и требования к его организации в начальной школе.